Официальный сайт Московской областной организации общественно-государственного объединения
«Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»

Динамо Московская область
Приходи, чтобы остаться
ОГО ВФСО Динамо

ГУ МВД по Московской области

Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области

Контакты

тел. +7(999)099-9370
Адрес: МО, г. Долгопрудный, Восточная ул.,1
карта проезда на Яндексе

14.03.22

В октябре прошлого года в нашей газете №10 (162) был опубликован исторический материал о зарождении движения, получившего впоследствии название «динамовский почин», и первых, документально подтвержденных, фактах шефской помощи динамовцев Московской области заводу №39 имени тов. Менжинского в декабре 1930 года. Были опубликованы подлинные архивные документы, фотографии, подробно изложены события значимой на тот момент шефской инициативы Пролетарского спортивного общества «Динамо» Московской области в физкультурно-спортивной работе с рабочими и служащими авиационного завода №39, ставшей впоследствии действенным примером для всех организаций ПСО «Динамо» страны.

Казалось бы, что этот исторический факт уже подробно и всесторонне всеми изучен и не требовал дополнительного рассмотрения. Но, как выяснилось это не совсем так. Поводом, для того чтобы вновь вернуться к теме динамовского шефства в 30-е годы прошлого столетия, послужили новые архивные документы из которых стало известно, что в связи с укрупнением шефской работы (так сказано в тексте Протокола № 11/3 заседания Президиума Центрального совета П.С.О. «Динамо» от 25-го ноября 1931 года под председательством тов. Быстрых (для справки: Быстрых Н.М. в 1931 году назначен начальником Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ) обществом «Динамо» было принято решение о передачи шефства над Заводом №39 - 1-му Райсовету «Динамо» (на тот момент это была столичная структура «Динамо»). Московскому областному Совету «Динамо» - (образован - 2 декабря 1929 года, с 2007 – Московская областная организация Общества «Динамо») взять шефство над Заводом №24. 

О том, что производил в далекие 30-е годы прошлого столетия Завод №24 и чем продолжают заниматься сегодня организации, считающиеся его правопреемниками, можно подробно ознакомиться в тематических источниках современного интернета. Наша цель ознакомить почитателей динамовской истории с конкретными историческими, государственно-значимыми физкультурно-спортивными инициативами и достижениями.

Итак, в 1927 году по решению правительства, ранее созданные заводы «Икар №2» и «Мотор №4» объединили. В результате слияния был создан новый авиамоторный завод, получивший название «Завод №24 им. М.В.Фрунзе».

Георгий Королев – директор новообразованного завода, будучи в Кремле на приеме, получает у Сталина «добро» на дополнительную территорию. Обширная площадка «В» сыграла огромную роль. Появилась возможность, не прерывая текущих поставок товарной продукции, возвести современные производственные корпуса, развивать предприятие. В том же 1927 году новым мощным заводом подготовлен к серийному производству двигатель М-17, мощностью 660 л.с., которым оснащался самолет «Страна Советов» конструкции А.Н.Туполева.

Здесь стоит отметить, что в начале 1930-х годов промышленность Советского Союза уже полностью удовлетворяла потребности авиации. Страна больше не закупала за рубежом ни самолеты, ни двигатели. А завод имени Фрунзе постоянно осваивал новые изделия. В это время на завод назначается главным конструктором А.А.Микулин. По решению правительства Завод №24 им. М.В.Фрунзе становится основной базой для серийного производства двигателей конструкции Микулина - семейства моторов АМ (ГАМ-34, АМ-35, АМ-35А, АМ-37, АМ-38, АМ-38Ф). Двигатель ГАМ-34 ставился на торпедные катера и морские охотники за подводными лодками. Моторы семейства АМ устанавливались на самолеты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7 и др. На самолетах с этими моторами установлены мировые рекорды и совершены исторические перелеты.

В мае 1937 года звено четырехмоторных ТБ-3 под началом М.В.Водопьянова высаживает папанинскую экспедицию на дрейфующий лед вершины земного шара. Замечаний по АМ-34 нет. Следом - смелый бросок Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. Его одномоторный «безгрузовой» моноплан АНТ-25 непосредственно проектировал П.О. Сухой. В качестве энергоустановки - тот же АМ-34. Интересно, что после прилета в Штаты, американцы не поверили в то, что на этом самолете стоял советский двигатель. Чкалову пришлось открыть моторный отсек и продемонстрировать американцам таблички и шильдики на моторе АМ-34. Но их еще больше поразило то обстоятельство, что на двигателе не было потеков масла и в обратный путь наши летчики отправились без какого-либо ремонта этого двигателя. Чкаловскую удачу подкрепляет Михаил Громов на таком же самолете. Предстоит третий рейс в Америку, но уже с грузом.

12 августа 1937 года состоялся старт новейшего экспериментального тяжёлого дальнего бомбардировщика ДБ-А («Дальний Бомбардировщик - Академия»), спроектированного и построенного под руководством российского советского авиационного конструктора Виктора Болховитинова. На этом самолете советскими летчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полёта с грузом. Это первый в мире серийный самолет, совершивший перелет через Северный полюс, и первый в мире четырехмоторный, долетевший до полюса.

В 1938 году заводом освоено серийное производство поршневого мотора М-62, разработанного главным конструктором А.Д.Швецовым. Мотор М-62 устанавливался на истребители И-15, И-16, И-153 и, начиная с 1939 года, выпускался в больших количествах.

В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Выпуск моторов был удвоен и в августе 1941 года завод им. М.В.Фрунзе был награжден орденом Ленина. 

Во время непрекращающихся налётов немецко-фашистской авиации на Москву завод №24 был отмечен на картах вражеских летчиков как вторая важнейшая цель после Кремля. 

15 октября 1941 года было принято решение эвакуировать завод в Куйбышев (ныне город Самара). В предельно сжатые сроки заводское оборудование было полностью демонтировано и вывезено. В эвакуацию отправились лучшие специалисты коллектива, включая директора завода М.С.Жезлова и главного инженера А.А.Куинджи. Интересно, что рельсы, по которым в октябре 1941 года вывозилось оборудование с территории предприятия, сохранились до 2003 года, когда были окончательно демонтированы. В Москве для завершения эвакуации оставшихся материальных ценностей остался М.С.Комаров. Но немецкие войска были отброшены от столицы, и уже в декабре 1941 года - принято решение о возобновлении производства на площадке завода. Были открыты цех по изготовлению минометов и мотороремонтная мастерская. А уже в феврале 1942 года ГКО принято решение о полном восстановлении производства моторов АМ-38 для штурмовика Ил-2 на московской площадке и приказом наркомата авиационной промышленности образован уже другой завод№ 45.

Так в чем заключалась эта инициативная шефская работа подмосковных динамовцев для рабочих и служащих сначала завода №39 им. тов.Менжинского, а затем как выясняется и легендарного завода №24 им. тов. Фрунзе в далекие 30-годы прошлого века?

Это было не просто физкультурное шефство, оно охватывало неизмеримо более широкий круг проблем и вопросов внутризаводской жизни, тогда впервые на договорной основе были приняты обязательства как со стороны завода, так и «Динамо».

Шефской работой руководил в то время один из членов-учредителей общества - заместитель председателя ПСО «Динамо» М.И.Лаврентьев. По его инициативе на заводе началась непрерывно-производственная спартакиада, отвечающая трем показателям: производственным, общественно-политическим и физкультурным. Цель непрерывно-производственной спартакиады заключалась в содействии выполнению производственной программы, снижению брака в работе и себестоимости изделий, борьбе с прогулами и текучестью кадров. Наряду с производственными задачами спартакиада решала, конечно, и физкультурно-спортивные. Прежде всего, на заводе были созданы мощные физкультурные коллективы из числа подготовленных инструкторов-общественников. Штаб спартакиады развернул большую работу в цехах, что способствовало повышению производственных показателей: подшефные заводы стали перевыполнять планы, значительно снизился брак, сократилась текучесть кадров.

Известно, что уже к 1 января 1932 года физкультурой было охвачено 26 процентов всех рабочих и служащих предприятия, 28 ударных физкультурных бригад вышли победителями в соцсоревновании цехов, пролетов и участков, 500 рабочих сдали нормы на значок ГТО. Из числа физкультурников рабочих динамовцы подготовили 23 инструктора по стрелковому спорту, и те, в свою очередь, вовлекли в стрелковый спорт около 2000 рабочих.

На деле было доказано, что массовая физкультурная работа помогла борьбе за выполнение плана, за повышение качества продукции. Шефская работа стала горнилом идейно-политического воспитания динамовцев, их закалки в практической работе, укрепления связей с массами. Вовлекая своих членов в активную общественно-политическую, производственную и физкультурную работу, общества «Динамо» вносили свой патриотический вклад в дело развития и укрепления страны.

 

Московская областная организация Общества «Динамо» благодарит Управление общественных и международных связей ЦС «Динамо»,  лично - начальника организационно-аналитического отдела Центрального Совета Общества «Динамо» Станислава Николаевича Носова за предоставление исторических сведений о деятельности спортивного общества «Динамо» Московской области и помощь в подготовке и публикации этих материалов.

 

Московская областная организация

Общества «Динамо»